Интернет-агентство
8 (800) 201-08-35

Статьи


Бизнес-практикум: Как мы сможем сайт построить!

Алексей МУХИН
Журнал «CONNECT! Мир Связи» | № 9, 2005

 
Представьте себе такую ситуацию: утречком вызывает вас шеф и говорит: «Надо бы нам сайт компании сделать (или переделать). Давай-ка, займись».

Безусловно, доверие шефа, с одной стороны, приятно, но, с другой — чревато. И задание типа «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» уверенности в реализации проекта не добавляет. Но не все так пессимистично.


Для человека с интеллектом невыполнимых задач, как известно, не существует. Главное — понять «что делать?» и «кто делает?». Это похоже на работу режиссера, управляющего действиями совершенно разных людей, чтобы получить нужный ему результат.

Как работает режиссер?

Именно вы придумаете сайт, согласуете позиции всех сторон. Вам продвигать этот проект и добиваться от его участников быстрых и адекватных действий. У проекта по созданию сайта должен быть только один рулевой, и им станете вы. Все остальные участники этого проекта всего лишь ваши помощники.

Как «режиссеру», вам придется думать о том, что вы хотите сделать, как это должно быть сделано, кто может это сделать и как все проконтролировать. А последовательность действий достаточно простая. Об этой последовательности и о том, как выбрать себе помощников, и пойдет речь в этой статье.

Так что же делать?

Как говорят умные люди, «кто понял жизнь, тот не спешит». Не нужно сейчас же бежать по отделам и спрашивать, кто чего хочет от сайта. В лучшем случае вы не получите никакой полезной информации, в худшем — вас засыпят ворохом противоречивых требований и пожеланий. Не надо хватать телефонный справочник и обзванивать веб-студии.

В начале подумайте!
Ответьте сами себе на следующие вопросы:

  • в каких бизнес-процессах вашей организации может быть использован Интернет?
  • как он может быть использован?

Зафиксировав ответы на эти вопросы, самое время посмотреть, что делают в сети ваши конкуренты. Посмотрите их сайты, обращая внимание на то, как они ответили на поставленные вопросы, как выглядят и что пишется на сайтах наиболее крупных и известных компаний вашей отрасли. Попытайтесь найти сайты по вашей тематике «в табели о рангах» различных интернет-конкурсов.

Постарайтесь узнать:

  • кто делал сайты конкурентов (часто в нижней части страницы размещена информация о разработчике);
  • какие сервисы и какая информация размещены на сайтах конкурентов, и для чего это сделано;
  • что из сделанного на сайте реально работает и приносит пользу;
  • что еще можно добавить и улучшить.

После проведения такого мини-исследования у вас появилось более четкое представление, что именно имеет смысл делать. Теперь самое время составить описание вашего будущего проекта. Но написать техническое задание на разработку сайта сразу — лучше не пытаться.

Вы умеете писать технические задания? Много их составили? Вот и не надо. Не пытайтесь оперировать такими понятиями, как разделы, страницы, функциональные модули, информационные блоки, навигационные схемы, лейауты, и другими «страшными» словами. Опишите простым русским языком, какие задачи и каким образом должен решать сайт.

Составив такое описание, имеет смысл обсудить и откорректировать его вместе с коллегами. Лучше сделать два варианта описания: «минимально достаточный сайт» и «сайт-мечта». В дальнейшем это позволит упростить управление процессом приведения желаемого к финансовым возможностям.

Данное описание необходимо согласовать с руководством. Этим вы обезопасите себя как минимум от двух неприятностей. Во-первых, вполне вероятно, у руководства существует собственное видение будущего сайта. И бросаться в дальнейшую работу, не убедившись, что ваши наработки не противоречат ему, было бы неосмотрительно. Во-вторых, согласовав бриф сейчас, вы сделаете руководство сопричастным идее сайта — потом будет проще представлять результаты. Важно и другое. Данным шагом вы показываете, что работаете, работаете активно, все под контролем, и вы ценный сотрудник.

Кого позвать?

Теперь, когда вы знаете, что вам нужно делать, дело за малым — найти того, кто это сделает.

Первое и главное — сайт не может сделать один человек. Это аксиома. Универсальные специалисты существуют только в советской научной фантастике, а во всем мире давно применяется разделение труда. Ну не может программист красиво рисовать, а художник аккуратно верстать!

Теперь нужно составить список потенциальных разработчиков. Однако не стоит задавать в поисковой системе запрос: «студия веб-дизайна» или «искать тематические каталоги». Только на портале AgeOfWeb на момент написания статьи было зарегистрировано 793 студии, и это далеко не все игроки рынка. Провести анализ всех компаний, конечно, можно, но только в случае, если у вас до пенсии нет других планов. Выбрать из такого количества — задача нетривиальная.

Если вы не знаете, с чего начать, то можно составить список:

  • разработчиков удачных сайтов конкурентов;
  • разработчиков понравившихся вам сайтов;
  • студий, чьи работы занимают призовые места на конкурсах.

Такой подход позволяет сразу отобрать студии подходящего уровня и специализации (да-да, у студий тоже есть специализации). Составив такой список, внимательно изучите портфолио этих студий. На все остальное внимания можно не обращать. Слова «клиентоориентированность», «технологии работы» и «стандарты ISO» можно не читать. Единственное, что может студия предъявить в качестве доказательства своей компетентности — это ее работы.

На что же нужно обратить внимание:

  •  уровень и качество выполнения работ должны быть примерно одинаковыми для всех проектов, представленных в портфолио. Иначе конечный результат работы над вашим проектом становится случайным;
  • оцените общий уровень проектов. Если большинство проектов отличается только цветовой гаммой и картинкой в верхней части страницы, значит, вы попали на «фабрику сайтов», что свидетельствует о невысоких ценах и нормальном качестве, но забудьте об индивидуальном подходе и креативе;
  • обратите внимание на продолжительность существования студии: чем дольше она работает на рынке, тем выше вероятность, что не закроется в ближайшее время.

Составляя и редактируя этот список, помните, что вы выбираете сервис. А выбор, как известно, это всегда компромисс. Работа с молодыми или малоизвестными студиями — это шанс получить новые идеи за небольшие деньги. Известные студии — это гарантированно отличный результат, но высокие цены. «Фабрики сайтов» — средний результат по средней цене.

Определитесь, нужен ли вам средний проект (как у всех) или эксклюзивный. Определитесь, готовы ли вы рискнуть и сэкономить бюджет или вам нужен гарантированный результат, за который вы готовы платить.


В результате, желательно, чтобы в вашем списке остались 3–4 студии примерно одного уровня. Как вариант, можно составить два списка: студии, которые полностью устраивают, и студии, обладающие незначительными минусами. Теперь время собирать предложения и оценивать потенциальных подрядчиков.

Как оценить?

Лучшее — понятие относительное, у каждого свои приоритеты. Чтобы выбор был объективным, следует определить эти приоритеты. При этом нужно понять не только, что для вас важнее, но и допустимый минимальный уровень. Итак, выделим основные составляющие будущего проекта.

Креатив. Слово модное, но каждый понимает под ним что-то свое. Давайте договоримся, что в нашем случае креативность работы определяется ее уникальностью, непохожестью. Креатив делает сайт узнаваемым, интересным и необычным. Это может быть достигнуто за счет идеологии проекта, оформления, технологий, «фишек», да чего угодно. Главное, чтобы это было необычно, привлекало внимание и, естественно, не шло в разрез с целями проекта. Полезно в принципе для любых проектов, особенно с учетом родных реалий. В России даже сугубо утилитарные годовые отчеты оформляют так, что глаз не отвести. Однако, например, если для проморесурса креатив обязателен, то для сайта-каталога, предназначенного оптовым покупателям, он не столь критичен.

Дизайн. Совокупность всех элементов оформления: цветовое решение, разметка страниц, стили, иллюстрации — все то, что должно презентовать публикуемую на сайте информацию, помогать посетителю увидеть нужное. Можно сказать, что это 50% успешности проекта. Дизайн — это презентация информации, но не картинка в верхней части страницы, не цвет фона и шрифтов. К сожалению, мало кто умеет делать хороший дизайн. Ищите среди исполнителей тех, кто, создавая макет страницы, думает о том, какая информация будет опубликована на этой странице.

Структура. От продуманной структуры зависит, насколько будет удобно пользоваться сайтом. Состав разделов должен быть очевиден, посетитель должен сразу понимать, где искать нужную информацию.

Верстка. Непрофессионалу достаточно сложно оценить качество верстки. Скажем так, нормально сверстанный сайт отображается без искажений во всех разрешениях экрана. Кроме того, адекватно отображается с использованием всех браузеров.

Средства управления содержанием. Сайт — это не буклет. Сайт постоянно изменяется и обновляется, на нем должна быть опубликована актуальная и оперативная информация. Размещать ее можно двумя способами: либо поручать специалисту (разработчику сайта), либо с помощью специального редактора системы управления содержанием. Сейчас практически все студии используют для создания сайта ту или иную систему управления. Совершенно не нужно требовать от этой системы, чтобы она позволяла редактировать все. Должна быть возможность без затруднений редактировать и вносить оперативную информацию. Все остальное лучше поручать квалифицированным специалистам.

Сопровождение проекта. Тут двух мнений быть не может — это важно и необходимо. Невозможно при разработке сайта предусмотреть все. Доработки сайта может производить только тот человек (команда, студия), кто его придумал и сделал. В противном случае уровень качества проекта резко снижается. Среднее время жизни сайтов в сети 2–4 года, после чего они морально устаревают, перестают решать стоящие пред ними задачи и требуют кардинальной переделки. Постарайтесь убедиться, что студия, с которой вы будете работать, просуществует хотя бы это время.

Как строить будем?

Что же еще нужно сделать, чтобы приступить к разработке сайта? Подготовленное вами описание годится для предварительной постановки задачи. Чтобы приступать к работе, необходимо составить техническое задание.

Техническое задание должно подробно описывать все страницы будущего сайта и его функциональность. Можно попытаться в рамках технического задания сформулировать требования к креативной концепции и дизайну, но обычно из этого ничего не получается, кроме нескольких формальных абзацев, не содержащих полезной информации, — слишком субъективна эта область для документа.

Писать техническое задание должен тот, кто потом будет по нему работать. Практика, когда сайт придумывает один человек, а управляет его разработкой другой, неверна. В этом случае размывается ответственность и теряется слишком много информации при передаче «из рук в руки».

Отдельное внимание уделите предложениям своих коллег. Уточните, чем подкреплены их требования к сайту. Если департамент продаж просит сделать на сайте раздел онлайн-консультаций, узнайте, кто непосредственно будет отвечать на вопросы посетителей, и будет ли у него на это время. Если технический отдел предлагает разместить для каждого продукта инструкцию, выясните, сколько всего инструкций есть для публикации.

После согласования и разработки финальной версии технического задания требуется подписать его у руководителей всех направлений. Это убережет вас от таких «креативных предложений» в разгаре работы над сайтом, как, например: «Слушай, а давай сюда еще интерактивную трехмерную модель прицепим». Рацпредложения хороши, но только до утверждения состава работ, сроков и бюджета.

Сколько, сколько?!!

Только после написания технического задания можно точно рассчитать затраты на создание сайта и время, необходимое на его разработку. Если стоимость сайта вам объявили заранее, это означает только одно — подрядчик взял средневзвешенный показатель.

Если речь не идет о типовом сайте, выполненном силами технических дизайнеров и собранном на шаблоне, расчет себестоимости проекта — задача нетривиальная.

Получив от подрядчика смету, не удивляйтесь, если сумма, указанная в ней, будет отличаться от суммы первоначального предложения, сделанного на основании брифа. Сравните его с техническим заданием, посмотрите, насколько увеличился объем работ, попросите представителей студии прокомментировать смету.

У студий, давно работающих на рынке, разница в суммах, указанных в предложении и финальной смете, редко отличается больше чем на 5–10%, естественно, при условии, что не изменился состав работ. Уточните, все ли включено в смету, не возникнет ли потом необходимости доплачивать, например, за проведение фотосессии, создание и обработку иллюстраций или приобретение лицензии на какую-либо программу. После этого смету можно нести на утверждение к руководству.

Вместо эпилога

А что дальше? А дальше начинается работа!
Вы выбрали подрядчика, который устраивает вас по качеству и цене. У вас есть задание, детально описывающее будущий проект. Теперь надо работать. Создание сайта — увлекательнейший процесс. Это область на стыке менеджмента, маркетинга, психологии, информационных технологий, творчества.

Сайт чем-то похож на живое существо: его ждут, придумывают, он рождается, обрастает мышцами из дополнительных сервисов, растет его информационный потенциал. С каждым днем он сможет решать все новые задачи, вы будете находить ему новое применение.


Создав свой собственный сайт, вы начнете сравнивать его с другими сайтами, будете гордиться им, искренне переживать, если вдруг упадет его посещаемость, и радоваться, услышав лестный отзыв о нем.

Со временем увидите, как ваши коллеги все чаще будут ссылаться на сайт в разговорах с клиентами, партнерами, будут сами (именно сами) просить разместить на сайте новую информацию.

Удачи вам!


Санкт-Петербург, ул. Чайковского 11 | Университет ИТМО

11 Сhaykovskogo Str. | ITMO University, St.Petersburg, Russia

8 (800) 201-08-35

info@qubis.ru

© 2004 — 2019 Qubis